5 января 2015 года - 95 лет со дня рождения русского писателя Николая Ивановича Сладкова (1920-1996)
Николай Иванович Сладков (род.5 января 1920), живя
в Ленинграде, ещё в юном возрасте встретился с Виталием Бианки,
которого считает своим учителем. Сладков стремиться воспитывать в
читателях чувство "доброго старшего брата всего живого". Он предлагает
пристально вглядываться в жизнь животных и птиц. Необычайно широк
диапазон познавательного материала в его книге коротких рассказов "С
севера на юг" (1987): от полярных жителей - белых песцов и медведей,
моржей и северных птиц - к горным орлам, барсам, дикобразам. Человек в
книге присутствует опосредованно - он не действует в рассказах, но он
добрый и заинтересованный повествователь. И лишь в заключение он выходит
"напрямую" к своему читателю, чтобы сказать ему: "Книжке конец, но не
конец происшествиям и событиям во льдах и песках, лесах и горах. Там и
сейчас играют, охотятся, прячутся бегают и летают наши герои. Кто хоть
раз видел их на разноцветной земле - тот снова захочет с ними
встретиться, чтобы всё о них разузнать". Писатель уверен, что природа
способна сделать человека счастливым, и ему непонятно, как может человек
сам разрушать источник своего счастья, непонятна "такая любовь к
природе, когда объясняются в своей любви к ней с ружьём в руках". "Ещё
косматы наши сердца, - с болью говорит писатель, - мы ещё не убили зверя
в себе, потому так легко убиваем зверя в лесу". И писатель становится
"смелым фотоохотником", как назвал он одну из своих книг (1963):
рассказы его сопровождаются им же сделанными фотографиями. Фоторужьё Н.
Сладков использовал и при создании книг "Под шапкой-невидимкой" (1968),
"Земля солнечного огня" (1971), "Дети радуги" (1981).
В книгах
Сладкова нет громких деклараций о любви ко всему живому, но авторская
позиция настолько ясна, что читатель невольно поддаётся её благородному
воздействию. Писатель убеждён, что "природоведческая литература,
познавательная и художественная, должна выработать новую, экологическую
нравственность", и подчиняет этой главной задаче все свои книги, от
ранней - "Серебряный хвост" (1953) - до более поздних "Свист диких
крыльев" (1977) или "Азбука леса" (1985). Для выражения неповторимой
красоты природы он использует самые разные художественные формы. Сказка и
притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры,
воспоминания, публицистика - всё это окрашено своеобразной писательской
манерой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.
"Вслушивайтесь в голоса живого" - неустанно повторяет Сладков, - вслушивайтесь в "общее сердце жизни - в каждой живой груди. Нас всех объединяет главное чудо Земли - жизнь. Мы можем понять друг друга" (рассказ "Охота за голосами")
"Вслушивайтесь в голоса живого" - неустанно повторяет Сладков, - вслушивайтесь в "общее сердце жизни - в каждой живой груди. Нас всех объединяет главное чудо Земли - жизнь. Мы можем понять друг друга" (рассказ "Охота за голосами")
Комментариев нет:
Отправить комментарий